Сынковичская Михайловская церковь-крепость – один из самых ранних готических православных храмов Беларуси.
Точное время строительства церкви до сих пор неизвестно, но общие готические конструкции и звездчатые своды позволили исследователям наиболее вероятным временем считать конец XV – начало XVI века. Памятник с первого взгляда завораживает неотразимой цельностью, логической законченностью и певучей гармонией своего облика. И в то же время он окутан тайной. Судьба храма сложилась так, что до наших дней не дошли имена ее создателей. По одной из легенд, Сынковичскую церковь основал великий князь Витовт в благодарность за то, что местные леса укрыли его от погони Ягайло. По другой – фундатором был великий гетман ВКЛ Константин Острожский.
Если до ХІІІ века на территории Беларуси под влиянием архитектуры Византии возводились крестово-купольные культовые постройки, а в ХІV–ХVІ вв. под воздействием западноевропейской готики белорусские храмы обрели новые черты, то церковь Архангела Михаила в Сынковичах стала тем памятником, в котором эти художественные течения слились в единый синтетический ансамбль. Массивные, полутораметровой толщины стены, башни, помещение под сводами с бойницами сближают храм с небольшим замком. Его план напоминает планы четырехстолпных древнерусских церквей с тремя алтарными апсидами. Однако композиция церкви носит уже совсем иной характер: она является трехнефной шестистолпной базиликой. В одной из апсид использованы сложные готические своды в виде многогранной звезды.
Крепостной характер церкви подчеркивают четыре угловые башни. Винтовые лестницы в каждой из них соединяют интерьер храма с чердаком, где размещается главный оборонный ярус постройки. Стены по периметру трех фасадов прорезаны круглыми бойницами, через которые велся мушкетный огонь на дальние дистанции, и машикулями, предназначенными для ближнего боя. Бойницы и машикули на фасадах, обретя четко выраженную декоративную роль, превратились в интересные элементы внешнего убранства церкви. В верхней части главного фасада располагается редкий архитектурный элемент – фонарик, который служил наблюдательным пунктом.
Сынковичская церковь за свою долгую историю послужила и православным, и униатам, и католикам. Являясь продуктом синтеза культур, она одновременно и символ религиозного синтеза. Долгое время в советские годы храм не действовал – в нем находилось овощехранилище. Верующим древнюю святыню вернули в 1993-м.